Фермеры предлагают торговым сетям картошку небольшого размера
В большинстве регионов России погода летом была неустойчивой – дождливые периоды сменялись продолжительной жарой. Все это стало причиной снижения урожайности крупных корнеплодов – они, скажем мягко, помельчали. В результате «Картофельный союз» предложил ритейлерам включить в ассортимент крупных сетей картофель «нестандартного» небольшого размера. Но некоторые эксперты уверены – подобный товар у россиян спросом пользоваться не будет, а дефицит, образовавшийся в стране, лучше заменить импортом, не повышая цен.
Инициатива нашла поддержку
Ситуация с урожаем «стратегического продукта», то есть картофеля, стала предметом обсуждения на совещании Министерства сельского хозяйства и промышленной торговли с представителями сетей магазинов и производителей сельхозпродукции. Прогнозы на хороший урожай позволяли надеяться на понижение цен, а в результате собранная картошка оказалась мелкого, невостребованного в магазинах калибра. Предсказать климатические аномалии, сказавшиеся на корнеплодах, было невозможно.
Как правило, большую часть урожая (около 80%) представлял крупный картофель, сейчас же его доля не дотягивает и до половины. Длительные ливни и жаркая погода в период развития растений стали причиной того, что клубни остались мелкими. Татьяна Губина, возглавляющая «Картофельный союз», считает, что это отразится на спросе на картошку крупного размера и спровоцирует рост цен.
На данном фоне от «Картофельного союза» поступило предложение в адрес супермаркетов: частично отказаться от реализации нефасованных клубней и ввести в ассортимент «нестандартный» картофель размером от 4,5 см, уже прошедший расфасовку.
Переговоры идут
Ритейлеры говорят, что они уже предупреждены о возможном снижении размеров клубней из-за погодных условий. Представители «Пятерочка» уже обсуждают условия с поставщиками, определяя взаимовыгодные условия.
Министерство сельского хозяйства утверждает – появление в ассортименте магазинов мелкого картофеля даст возможность увеличить уровень реализации продукции фермеров, контролировать цены. Дмитрий Шадрин, возглавляющий координационный совет Союза независимых сетей России, заявил, что магазины готовы реализовывать некрупный картофель, но при условии гарантированного качества, то есть при отсутствии повышенной влажности продукта, гнили и пр. Кроме того, руководители сетей предполагают, что на реализацию картофеля, поставленного из-за рубежа, можно перейти несколько раньше привычных сроков.
А что на прилавках?
В супермаркетах ситуация такова: обычно импортная картошка поступала на полки где-то в ноябре, а сентябрь и октябрь демонстрировали низкие цены на отечественные овощи. Сегодня положение иное – картошка стоит уже около 30 руб. за кг, и это говорит о намерении поставщиков извлечь прибыль из ситуации.
Михаил Глушков, руководитель Плодоовощного союза, заявил, что мелкие клубни заинтересовали ритейлеров еще зимой прошлого года – это случилось после того, как был продан старый урожай. Начиная обсуждение вопроса в данный момент, производители перестраховываются: они подыскивают варианты реализации, а сети стараются миновать обвинений граждан в необоснованном повышении цен на продукцию. Зимой картофель обычно закупали магазины сегмента «эконом», сегодня ситуации может измениться.
Картофель в виде хлопьев для приготовления пюре компании «Кунцево» уже давно находит своих оптовых и розничных покупателей.
По материалам https://www.kommersant.ru/doc/4958336.